Проект "Читающая школа"

                          «Люди перестают мыслить, когда перестают читать»                                                                                             - Д.Дидро

                                Актуальность проекта

          В целях реализации поручения Главы государства К.Токаева на ІV заседании национального совета общественного доверия стартовал проект «Читающая школа».

Цель данного проекта является создание в Казахстане активной среды для творческого развития детей и повышения интереса к чтению. Чтение - это средство получения качественного образования.

      Проект «Читающая школа» направлен на решение главной проблемы современного кризиса детского чтения – слабой читательской среды: ребёнок растет в окружении нечитающих взрослых и в отсутствии качественных фондов детской литературы в домашних и школьных библиотеках. Поэтому решение проблемы лежит в совокупных, совместных усилиях семьи и школы.

Образовательная стратегия проекта «Читающая школа» предлагает инструментальный механизм, позволяющий активизировать ресурсы современной школы для решения общенациональной задачи – воспитание вдумчивых и увлеченных читателей.

В настоящее время в Казахстане термин «информационная культура» является наиболее емким понятием в сфере информационной подготовки граждан к жизни в информационном обществе, он включает в свой состав медийно-информационную грамотность, дополняя ее такими компонентами, как информационное мировоззрение и мотивация личности, а самое главное, вписывая информационную подготовку человека в мир культуры, противодействуя конфронтации двух культур: культуры традиционной, библиотечной, книжной и культуры новой, электронной, экранной. Это особенно актуально в контексте темы «Цифровая школа».

Особое значение при формировании информационной культуры школьников отводится чтению. Именно чтение является основой работы с любым видом информации: устной и письменной, традиционной книжной и новой электронной. Чтение – это сложный интеллектуальный процесс, без которого невозможно обучение в течение всей жизни. Чтение – важнейший фактор формирования и развития личности. Без серьезного чтения мощь современной компьютерной техники оборачивается для человека не столько благом, сколько угрозами и рисками, опасностью манипулирования сознанием людей.

Самое неприятное, что сейчас все книги доступны. Любую книгу любимого автора можно найти в магазинах города, в библиотеках, тех же самых интернет - магазинах. Но, тем не менее, этим удобством современная молодежь не пользуется. Чтение утрачивает статус национальной культуры.

Если люди перестанут читать, они перестанут думать, они будут мыслить совсем по-другому. А книга дает нам знания. Только с человеком, который много читает, всегда есть о чём поговорить. Только читающий человек может, и будет грамотно писать. Поэтому отказ от чтения приведет к гибели нации. Снижение уровня грамотности и распространение функциональной неграмотности - это проблема глобального уровня.

Цель проекта:

- Повышение статуса чтения, читательской активности и улучшение качества чтения;
- Повышение образовательного и культурного уровня школьников;
- Повышение интереса к чтению;
- Формирование духовно-нравственных ориентиров и исторического мышления школьников;
- Формирование единой читательской общности – Школа, Библиотека, Семья.

Задачи проекта:

  • Формирование читательских компетентностей, основ информационной культуры личности и информационной безопасности;
  • Разработать совместно с педагогами интегрированые уроки для формированию интереса обучающихся к чтению в урочной деятельности;
  • Повысить уровень культуры чтения и читательской активности обучающихся через взаимодействие и социальное партнерство с учреждениями культуры;
  • Разработать план мероприятий по организации читательской активности учащихся школы и пропаганде семейного чтения с учетом читательских предпочтений школьников во внеурочной деятельности;
  • Привлечь родителей к мероприятиям для реализации школьного проекта;
  • Создать методическую базу материалов и идей по привлечению детей к чтению.

Проблемы, на решение которых направлен проект:

- школьники с трудом понимают смысл прочитанного;
- уменьшение словарного запаса;
- трудности в работе с текстом;
- ученики не рассматривают учебник как источник информации;
- понижение интереса к чтению;
- понижение учебной мотивации.

Комплекс мероприятий на уровне целевых групп, на которые направлен проект:

На уровне обучающихся:

  • создание книжных выставок для внеклассного чтения по всем предметам;
  • «Библиотечная страна» (сов.сотрудничество с библиотеками города);
  • программа библиотечных уроков по формированию информационной культуры личности учащегося;
  • проведение конкурсов, выставок, викторин, предметных декад, проектов, конференций, диспутов, олимпиад повышающих интерес к чтению;
  • тестирование учащихся по состоянию чтения;
  • разработка библиографических указателей для внеклассного чтения по предметам на учебный год.

На уровне педагогов:

  • разработка и утверждение плана совместной деятельности участников сетевого партнерства по формированию читательской грамотности;
  • заседание МО кл.руководителей  «Развитие читательского интереса во внеурочной деятельности»;
  • организация школьных конкурсов «Конкурс  чтецов», «Самый читающий класс», «Иллюстрируем сказку», «Читаем вместе в классе и в семье», конкурс  сочинений «Книга в моем доме», конкурс презентаций «Моя любимая книга», конкурс литературных проектов, конкурс отзывов о произведениях-юбилярах года, фотоконкурс «Читать – это модно!»);
  • участие в  городских мероприятиях направленных на поддержку и развитие чтения;
    проведение литературной гостиной для педагогов;
  • разработка библиографических указателей летних чтений «Каникулы с библиотекой»;
  • организация заседаний предметных методических объединений в деятельностной форме с использованием стратегий и приемов для формирования смыслового чтения;
  • повышение уровня квалификации сотрудников по направлению поддержки детского и юношеского чтения;
  • размещение на сайте школы актуальной информации об инновационной деятельности школы.

На уровне родительской общественности:

  • анкетирование родителей по проблеме детского чтения «С книгой по жизни»
  • состовление рекомендательного списка литературы «Лето с книгой»
  • выступление на родительских собраниях по тематике «Семейное чтение- традиция прекрасная»
  • привлечение родительской общественности к школьным мероприятиям;
  • презентация детских книг для родителей «Книги моей домашней библиотеки».

Ожидаемый результат:

  • положительную динамику индивидуальных образовательных достижений;
  • доля учащихся, охваченных программой формирования читательской грамотности – 100%;
  • увеличение доли активных читателей в сети библиотек;
  • совершенствование деятельности школьной библиотеки;
  • родительская общественность включена в процесс продвижения детского и юношеского чтения;
  • возрождение традиций домашнего чтения, способствующих укреплению семьи и развитию ее духовно-нравственной культуры;
  • новые формы взаимодействия обучающихся, педагогов, родительской общественности, социальных партнёров;
  • в системе дополнительного образования задействовано 90 % обучающихся;
  • создание привлекательной образовательной среды в ОО;
  • позитивно-преобразующее развитие культурного поля «Читающей школы» и улучшение психологического климата в детско-взрослом сообществе.

Календарный

план реализации проекта (этапы)

 

№ п/п

Мероприятие

Форма мероприятия

Ответственный исполнитель

Сроки (2020-2021 уч.год)

I

Организационная работа

1

Разработка Плана реализации проекта «Читающая школа»

план

администрация школы, библиотекарь

сентябрь,2020

2

Составление Плана работы школьной библиотеки на учебный год

план

библиотекарь

ежегодно

3

Составление планов совместной работы с администрацией школы

план

администрация школы, библиотекарь

ежегодно

II

Совершенствование деятельности школьной библиотеки

1

Пополнение фондов школьной библиотеки

библиотекарь

постоянно

2

Создание условий для реализации самостоятельности в обучении, познавательной, творческой деятельности; для развития навыков самообучения (участие в сетевых олимпиадах, в системе дистанционного обучения).

администрация школы, библиотекарь, педагоги.

постоянно

3

Содействие в  интеграции комплекса знаний, умений и навыков работы с книгой и информацией

бибилиотечные уроки

библиотекарь, классные руководители

в течении года

4

Инновации в организационной сфере библиотеки: создание обменно-резервных фондов, обеспечение комфортной зоны для пользователей и др.

библиотекарь

постоянно

5

Социальные инновации в работе школьной библиотеки: повышение квалификации библиотекаря, обеспечение условий для профессиональных коммуникаций

библиотекарь

постоянно

6

Составление  ежегодного плана работы библиотеки на взаимодействие со следующими целевыми аудиториями: обучающиеся;

учителя и другие работники ;

 родители обучающихся.

библиотекарь, классные руководители

постоянно

III

Совершенствование читательской культуры педагогов

1

Обеспечение работы с педагогами «Развитие читательского интереса во внеурочной деятельности»

МО кл.рук

администрация школы, библиотекарь, педагоги.

март

2

Информационная учительская страничка «Новинки школьной библиотеки»

школьный Инстаграм, сайт школы

библиотекарь

по мере поступления

IV

Совершенствование читательской культуры обучающихся

1

Организация выставок в соответствии с ежегодным планом работы библиотеки

книжные выставки, онлайн-выставки

библиотекарь

в течении года

2

Работа  информационного стенда «Литература и Мы»

стенд

библиотекарь, педагоги.

в течении года

3

Организация конкурсов

 «Самый читающий класс»;

 «Читатель года»

конкурсы

библиотекарь, классные руководители

по графику проекта

5

Организация исследовательской деятельности обучающихся по теме «Читательская культура наших школьников»

анкетирование

библиотекарь, педагоги,

классные руководители

ежегодно

6

Выставки рисунков и произведений декоративно-прикладного творчества по любимым книгам

выставки

библиотекарь, педагоги

в  течении  года

7

Литературные гостиные,посв.  к  юбилйным датам  писателей.

гостиные

библиотекарь, педагоги.

в течение года

8

Посещение литературных мероприятий и спектаклей в учреждениях культуры города

экскурсии

библиотекарь, педагоги.

в течении  года

9

Проведение библиотечных уроков по читательской граммотности для всех категорий учащихся

библиотечные уроки

библиотекарь

в течении  года

V

Совершенствование читательской культуры родительского сообщества

1

Праздник «Книга - в жизни нашей семьи»

неделя детской книги

библиотекарь, классные руководители

апрель, 2021

2

Совместная деятельность   родительской общественности  в школьных мероприятиях

администрация школы, библиотекарь, педагоги.

в течении года

VI

Совершенствование читательской культуры

1

Обеспечение доступности информационных ресурсов школьной библиотеки

библиотекарь

в течении  года

2

Работа школьного Сайта по проблеме читательской грамотности обучающихся.

администрация школы, библиотекарь

в течении  года

                                          Аналитический  материал

 Анкетирование учащихся

  • Любишь ли ты читать?
  • Сколько времени в день ты читаешь?
  • Какие источники информации ты предпочитаешь? (книги или электронные издания).
  • Согласны ли вы с утверждением «Свободный доступ в Интернет сделает ненужным библиотеки?»

Анкета для родителей «Традиции семейного чтения»

  • На Ваш взгляд, существует ли необходимость прививать у детей интерес к чтению, или эта тема не актуальна в наше время?
  • По Вашему мнению, как можно привлечь ребенка к чтению?
  • На Ваш взгляд, семейное чтение – это: (нужное отметить) – литература, интересующая всех членов семьи или ее части; – обсуждение прочитанного всей семьей или ее частью; – чтение вслух для всех членов семьи; – книги для каждого члена семьи отдельно; – когда все члены семьи заняты чтением.
  • Задает ли Ваш ребенок вопросы, если ему не понятны слова или какая- либо ситуация в произведении? Да. Нет. Иногда
  • В состоянии ли Ваш ребенок связно и понятно пересказать историю, описать какой- либо фрагмент из книги? Да. Нет. Не всегда
  • Обсуждаете ли Вы с ребенком прочитанные книги, просмотренные фильмы? Да. Нет. Иногда
  • Вспомните книгу (-и) Вашего детства (возраст 9-10 лет), которая произвела на Вас сильное впечатление
  • Как Вы думаете, будут ли книги Вашего детства интересны Вашему ребенку, если Вы предложите ему почитать? Да. Нет. Не знаю
  • Есть ли среди книг современных авторов, которые читает Ваш ребенок, такие, которые вызывают у Вас недоумение, кажутся странными или неинтересными? Да. Нет. Название:
  • Есть ли у Вас домашняя библиотека? Да. Нет.
  • Если Вас не затруднит, назовите несколько книг, которые наиболее ценны для Вас и Вашей семьи (2–3 книги)
  • Сколько поколений собирает эту библиотеку?
  • Если возможно, укажите последнюю приобретенную Вами книгу. Отвечал (-а) на вопросы: мама, папа, другой член семьи.

Благодарим Вас за помощь.

Ваши ответы помогут в педагогической Рекомендации по организации семейного чтения

  • Вовлечение родителей в общешкольные литературные проекты («Читающая семья»)
  • Ознакомление с возможностями применения информационных технологий
  • Обучение родителей приему «медленного чтения с остановками» при совместном чтении с детьми
  • Составление буклетов, рекомендательных списков литературы для семейного чтения Выводы по реализации проекта работе по приобщению детей к чтению

                     Календарный план реализации проекта (этапы):

 

№ п/п

Мероприятие

Сроки

I

Организационная работа

1

Разработка проекта «Читающая школа», старт школьного проекта «Читающая школа» в пространстве школы

Май, 2020

2

Разработка Плана реализации проекта «Читающая школа»

Май 2020

3

Составление Плана работы школьной библиотеки на учебный год

Ежегодно

4

Составление планов совместной работы с библиотеками города Костаная.

Август 2020

II

Совершенствование деятельности школьной библиотеки

1

Пополнение фондов школьной библиотеки

Постоянно

2

Осуществление аналитико-синтезирующей переработки информации

Постоянно

3

Обеспечение ведения электронного каталога

Постоянно

4

Создание условий для реализации самостоятельности в обучении, познавательной, творческой деятельности; для развития навыков самообучения (участие в сетевых олимпиадах, телекоммуникационных проектах, в системе дистанционного обучения).

Постоянно

5

Содействие интеграции комплекса знаний, умений и навыков работы с книгой и информацией

Постоянно

6

Осуществление проектов, способствующих становлению информационного мировоззрения современных педагогов и школьников

Постоянно

7

Инновации в организационной сфере (изменения в структуре библиотеки): создание обменно-резервных фондов, обеспечение автоматизированного рабочего места библиотекаря, комфортной зоны для пользователей и др.

Постоянно

8

Социальные инновации в работе школьной библиотеки: повышение квалификации библиотекаря, обеспечение условий для профессиональных коммуникаций

Постоянно

9

Ориентация ежегодного плана работы библиотеки на взаимодействие со следующими целевыми аудиториями: обучающиеся ОУ; учителя и другие работники ОУ; родители обучающихся ОУ.

Постоянно

III

Совершенствование читательской культуры педагогов

1

Создание  информационной странички для педагогов

  «Почитаем классику вместе…», сов. с МО русского языка и литературы

1 раз в четверть

2

Информационная учительская планерка «Новинки школьной библиотеки»

1 раз в месяц

3

Оборудование полки художественной литературы учителя-предметника -Буккроссинг .

Январь,

2021

IV

Совершенствование читательской культуры обучающихся

1

Организация онлайн- выставок в соответствии с ежегодным планом работы библиотеки

В  течение года

2

Работа   проекта «Читающая  школа»

2020-2021

3

Ведение информационного стенда ««Литература и Мы»

В течение года

4

Организация конкурсов

 «Самый читающий класс»;

 «Читатель года»

по графику проекта

5

Проведение  читательской  конференции

1 раз в год

6

Организация исследовательской деятельности обучающихся по теме «Читательская культура наших школьников

Ежегодно

7

Выставки рисунков и произведений декоративно-прикладного творчества по любимым книгам

в течении года

8

Посещение литературных мероприятий и спектаклей в учреждениях культуры  Костаная

в течении года

V

Совершенствование читательской культуры родительского сообщества

1

Праздник «Книга - в жизни нашей семьи»

апрель 2020

2

Организация участия семей обучающихся в конкурсе «Самая читающая семья»

сентябрь 2020-Май 2021

3

Участие в школьных праздниках, посвященных совершенствованию читательской культуры детей и взрослых

в течении года

VI

Совершенствование читательской культуры школьников.

1

Обеспечение доступности информационных ресурсов школьной библиотеки

в течении года

2

Обеспечение доступа обсуждению проблем воспитания читательской культуры общества на школьном сайте (форум)

в течении года

3

Приглашение к участию в мероприятиях, способствующих воспитанию культуры чтения

в течении года

 

Тематика  занятий

«Час общения»

Период

Начальная школа

Основная школа

Средняя школа

1 четверть

Что значит быть читателем?

Сказки: до какого возраста их не стыдно читать…

Что модно сейчас читать? (путеводитель для старшеклассников)

2 четверть

Лучший подарок – это книга

День любимой книги

Кто он, современный герой литературы

и жизни?

3 четверть

Как научиться быстро читать много интересных книг

Справочная литература: Интернет или энциклопедия?

Современна ли классика? (диспут)

4 четверть

Презентация читательского дневника «Мой друг»

Роль книги в информационном мире

Человек читающий – лидер в современном обществе?!..

 

Войти

Поиск

Кто с нами

Сейчас 786 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Самый лучший сайт

logotip.jpg